Детский сад №162 компенсирующего вида

Адаптированная основная программа

 Утверждено

На общем собрании трудового коллектива 

Протокол от « 28   »  августа 2013 г. №_1___

Приказ от « 29   »августа 2013г. №   28 -ОД


Заведующая МБДОУ Детский сад  №162  г.Уфы

____________     И. И.Перлова










             О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н А Я   П Р О Г Р А М М А


Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 162 компенсирующего вида» Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан

















г. Уфа , 2013 г.


Оглавление

Пояснительная записка................................................ 

Организация жизни и воспитания детей.................. 

 Коррекционная работа............................................... 


Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)..................... 

 Организация жизни и воспитания детей.................... 

Содержание психолого-педагогической работы....... 

Планируемые промежуточные результаты освоения Программы.  


Средняя группа (от 4 до 5 лет) ............................. 

 Организация жизни и воспитания детей.................... 

Содержание психолого-педагогической работы...... 

Планируемые промежуточные результаты освоения Программы  


Старшая группа (от 5 до 6 лет).................................. 

 Организация жизни и воспитания детей.................. 

Содержание психолого-педагогической работы...... 

Планируемые промежуточные результаты освоения Программы  


Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)  

 Организация жизни и воспитания детей ................... 

Содержание психолого-педагогической работы ...... 

Группа кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии

Организация жизни и воспитания детей ................... 

Содержание психолого-педагогической работы ...... 



Итоговые результаты освоения Программы........ 

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов

освоения Программы .................................................  

Работа с родителями.................................................... 



















Пояснительная записка


Общеобразовательная программа МБДОУ Детский сад  № 162 г. Уфы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3  до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям — физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.

1. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении, сведения о квалификации педагогических кадров и сведения о семьях воспитанников.

  Характеристика состава воспитанников.

    По типовому проекту МБДОУ рассчитан на 60 мест, фактическая наполняемость в 2012-13 учебном году – 84 детей, в 2008-2009 учебном году- 83, в 2010-2011 учебном году - 88 детей, 2011-2012 учебном году -  89 детей.

    В МБДОУ в течение последних  учебных лет функционируют 9 групп- 1 группа с задержкой психического развития (смешанная с 4 до 7 лет), 2 группы с нарушением зрения (младше-старшая с 3 до 5 лет, средне-подготовительная с 4 до 7 лет), 3 группы с нарушением речи (средняя с 4 до 5 лет, старшая с 5 до 6 лет, подготовительная с 6 до 7 лет), 2 группы кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии (смешанные от 3-7 лет), 1 группа кратковременного пребывания физкультурно-оздоровительного направления (смешанная от 5-7 лет).

     Основная масса воспитанников ДОУ проживает в Орджоникидзевском районе города 

( 85%), но в то же время детский сад посещают дети со всего города   (15 %).


























 Описание кадрового ресурса образовательного процесса.

   Коллектив педагогов ДОУ - стабильный, с большим творческим потенциалом, что позволяет решать самые сложные задачи, составлять авторские разработки, успешно осваивать новые педагогические технологии. 

Количество педагогических работников Уровень образования Уровень квалификации Прохождение курсовой подготовки

26 человек Высшее педагогическое- 12 человек.

Среднее специальное- 13 человек.

  Высшее- 1 человек. Высшая квалификационная категория- 14 человека.

Первая квалификационная категория- 6 человек.

Вторая квалификационная категория- нет.

Не имеют категории - 6 Курсы повышения квалификации по организации коррекционного воздействия и развития детей прошли 85 % педагогических работников.













Организация предметно-развивающей среды 

В детском саду имеются следующие помещения для организации образовательной деятельности: группы стандартные – 6 (игровая комната, спальная комната, раздевальная комната, туалетная комната, буфетная комната), методический  кабинет-1, пищеблок-1, кабинет  заведующего – 1, кабинет  завхоза – 1,  кабинеты учителя – логопеда- 3, кабинет педагога- психолога -1, кабинет учителя – дефектолога – 2,  сенсорная комната – 1,   музыкальный  зал -1, кабинет  музыкального руководителя – 1,  спортивный  зал – 1,     бассейн – 1, кабинет  инструктора по физической культуре (плаванию) – 1  медицинский  кабинет – 1, изолятор-1, процедурный кабинет-1, кабинет ортоптического лечения-1,  прачечная -1.                                                                                                                           В д/саду имеются современные средства ТСО в достаточных количествах:

•        Компьютеры для работы педагогов и администрации;

•        компьютер с  программой  для лечения  зрения ;

•        Компьютеры для работы детей по программе KIDSMART;

•        принтеры; копировальный аппарат;

•        тел. /факс;

•        телевизор; видеомагнитофон; магнитофон;

•        музыкальный центр.
















Вид помещения

Функциональное использование Оснащение

Групповые комнаты

• Сюжетно-ролевые игры

• Самообслуживание

• Трудовая деятельность

• Самостоятельная творческая деятельность

• Ознакомление с  природой, труд в природе

• Сенсорное развитие

• Развитие речи

• Коррекционно-развивающая работа

• Театрализованная деятельность • Дидактические   материалы для развития психических процессов

• Географический глобус

• Календарь погоды

• Плакаты и наборы  дидактических наглядных материалов с изображением животных, птиц, обитателей морей и рек, рептилий

• Магнитофон,  аудиозаписи

• Детская мебель для практической деятельности

• Книжный уголок

• Уголок для  изобразительной деятельности

• Игровая мебель. Атрибуты для сюжетно- ролевых игр: «Семья», «Магазин»,  «Парикмахерская»,  «Магазин», «Школа»

• Природный уголок

• Конструкторы различных видов

• Головоломки, мозаики,  настольно-печатные игры, лото.

• Различные виды театров

• Музыкальный уголок

• Физкультурный уголок

Спальное  помещение

• Дневной сон

• Гимнастика после сна

• Закаливание • Спальная мебель

• Атрибуты для закаливания

Раздевальная комната

• Информационно-просветительская работа с родителями

• Выставка детского творчества

• Наглядно-информационный материал для родителей

Методический кабинет

• Осуществление методической помощи педагогам

• Организация консультаций, семинаров, педагогических советов

• Выставка дидактических и методических материалов для организации работы с детьми по различным направлениям развития • Библиотека методической и   педагогической литературы

• Пособия для занятий

• Опыт работы педагогов

• Библиотека периодических изданий

• Материалы консультаций, семинаров,  семинаров-практикумов

• Демонстрационный, раздаточный материал для занятий с детьми

• Иллюстративный материал

• Изделия народных промыслов: Дымково, Городец, Гжель, Хохлома, Жостово, матрешки, каргопольские     игрушки

• Скульптуры малых форм

• Игрушки, муляжи, гербарии

Кабинеты учителей- логопедов, учителей-дефектологов

• Занятия по коррекции речи, зрения, психических процессов

• Консультативная работа с родителями по  коррекционной работе с детьми. • Большое настенное зеркало

• Дополнительное освещение перед зеркалом

• Стол и стул для логопеда и детей

• Шкаф для методической литературы, пособий

• Дидактические игры и пособия  

• Компьютер с обучающими программами

• Пособия для развития зрения

Кабинет педагога-психолога

• Игровая деятельность

• Психолого-педагогическая диагностика

• Индивидуальные консультации • Дидактические игры для развития  психических функций – мышления, внимания, памяти, воображения

• Стимулирующий материал для психолого-педагогического обследования детей

• Игровой материал

• Релаксационное оборудование  -     сухой бассейн,    модульное оборудование

Музыкальный зал

• Занятия по музыкальному  воспитанию

• Индивидуальные занятия

• Тематические досуги

• Развлечения

• Театральные представления

• Праздники и утренники

• Ритмика

• Аэробика

• Родительские собрания и прочие мероприятия для   родителей • Библиотека методической литературы

• Стенка для музыкальных  инструментов и атрибутов

• Музыкальный центр

• Микрофон

• Пианино

• Разнообразные музыкальные инструменты для детей

• Подборка  аудиокассет с музыкальными произведениями

• Различные виды театров

• Ширма для кукольного  театра

• Детские и взрослые костюмы 

Физкультурный зал, кабинет  инструктора по физкультуре

• Физкультурные занятия

• ЛФК

• Спортивные досуги, развлечения и праздники

• Консультативная работа с родителями и воспитанники

• Свободная    двигательная   деятельность  

• Тренажеры

• Ортопедические мячи

• Магнитофон

• Спортивное оборудование

• Спортивная атрибутика

• Модульное оборудование

Бассейн

• Занятия плавание

• Индивидуальные занятия по коррекции физического развития

• Закаливание

• Игрушки и атрибуты для обучения детей плаванию

• Коврики, дорожки

• Массажеры

Кабинет плеоптоортоптичнского лечения

• Обследования состояния зрения

• Аппаратное лечение

• Консультативная работа с родителями • Медицинская аппаратура для обследования и лечения косоглазия и амблиопии

• Компьютер с лечебными программами




2. Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с программами


 «От рождения до школы»  Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

«Программа для детей с нарушением зрения» под ред. Л.И. Плаксиной

«Коррекционное воспитание и обучение детей с ОНР» Филичива Т.Б., Чиркина Г.В.

«Готовимся к школе» под ред. С.Г. Шевченко


Парциальные программы


Федеральный компонент:

- Авдеева Н.Н. «Основы безопасности  жизнедеятельности»

- Н. Рыжова «Наш дом - природа»


Национально-региональный компонент

-Гасанова Р.Х.  «Земля отцов»;

-Нафикова З.Г., Азнабаева Ф.Г.  «Оскон» («Искра»).




Основными приоритетными направлениями в деятельности образовательного учреждения являются:  

 Обеспечение условий для эмоциональных, коммуникативных, психологических, познавательных, энергоинформационных изменений в личности каждого ребенка, имеющего дефекты развития.

Осуществление комплексной коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими дефекты в развитии (в том числе и сложные сочетанные дефекты);

Создание комплексной системы психолого-педагогической диагностики и коррекционно-развивающее воспитание детей с нарушениями в развитии;

Отработка различных методик дифференциальной диагностики.





Организация  жизни и воспитания  детей в ДОУ

СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА  


 В МБДОУ функционирует служба психолого- медико-педагогического сопровождения (далее по тексту ПМПС),    которая обеспечивает условия для выявления потенциальной и реальной «групп риска» детей, находящихся под воздействием одного или нескольких факторов социального, психолого-педагогического неблагополучия.

  Организация  жизни и воспитания  детей в ДОУ

СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА  


В МБДОУ функционирует служба психолого- медико-педагогического сопровождения (далее по тексту ПМПС),    которая обеспечивает условия для выявления потенциальной и реальной «групп риска» детей, находящихся под воздействием одного или нескольких факторов социального, психолого-педагогического неблагополучия.

Служба ПМПС в ДОУ содействует личностному и интеллектуальному развитию  воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности, оказывает помощь детям   в формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе.

Служба ПМПС в МБДОУ является основой интеграции действий педагогов-психологов, педагогов-дефектологов, учителей-логопедов, медицинских работников и других специалистов в единую систему индивидуального комплексного динамического сопровождения развития ребенка на всех этапах его обучения и воспитания.

 Практическое взаимодействие специалистов подразделений осуществляется через психолого-медико-педагогический консилиум.

Задачами ПМПС являются:

- Отработка механизма личностно ориентированной системы образования на основе диагностики физического, психического и личностного развития ребенка;

-  Социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста;

- Педагогическое сопровождение детей   в период адаптации к новым условиям в ДОУ; 

-  Выявление запущенных детей, не готовых к поступлению в школу, их поддержка;

- Повышение социально-педагогической культуры педагогов и родителей;

- Повышение воспитательного потенциала семей воспитанников ДОУ.

Подразделение ПМПС Направления работы

Психологическое (педагог-психолог) • психологический анализ социальной ситуации развития  в ДОУ, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;

• формирование у воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию;

• содействие педагогическому коллективу ДОУ в гармонизации социально-психологического климата;

• психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям воспитанников.

Социальное 

(старший воспитатель, воспитатели) • диагностико-прогностическая работа: изучение медико-психологических, возрастных, личностных особенностей; круга общения; выявление позитивных и негативных влияний в структуре личности ребенка; анализ социальных отношений в семье ребенка, материальных и жилищных условий обучающегося, воспитанника;

• коррекционно-образовательная и социо-культурная работа: обеспечение помощи ребенку в тех ситуациях, когда социальные, национальные, культурные и другие барьеры мешают ему реализовать свои потенциальные возможности в усвоении знаний, умений и навыков; выявление факторов, мешающих развитию ребенка;

• функционально-организационная работа: организация помощи детям и семьям в   социальной адаптации детей, организация индивидуальной работы с   воспитанниками по социальному самоопределению; организация правового воспитания;

• профилактическая работа:   выяснение условий, при которых возникают явления   социальной дезадаптации; формирование у детей   социально значимых ценностей

Педагогическое (учителя-логопеды, учителя-дефектологи) • выявление, квалификация и коррекция   нарушений у детей ДОУ;

• развитие коммуникативной функции речи детей;

• участие в работе ПМПк;

• осуществление взаимодействия со специалистами ПМПК, с педагогами ДОУ по вопросам освоения детьми   коррекционно-развивающих   программ;

• оснащение   кабинета пособиями, необходимыми для   коррекционно-развивающих занятий, их пополнение и систематизация.

Медицинское (мед. Персонал, инструктор по физкультуре)

• обеспечение повседневного санитарно-гигиенического режима ДОУ;

• ежедневный контроль за психофизическим состоянием детей;

• проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий;

• контроль за питанием детей;

• разработка медицинских рекомендаций в отношении детей  с отклонениями в психофизическом развитии;

• уточнение схем медикаментозного, физио- и фитотерапевтического лечения, лечебной физкультуры, массажа и т.п.



СИСТЕМА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ  

1. В своей работе ДОУ руководствуется следующими нормативными документами:

- "Инструкцией по охране жизни и здоровья детей"

- "Правилами противопожарной безопасности в учреждениях образования"

- "Инструктивно-методическим письмом о гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения"

- "Основные направления использования фитотерапевтическнх мероприятий в детских организованных коллективах"( Информационное письмо)

- "Питание детей в детских дошкольных учреждениях" ( Методические рекомендации МЗ СССР, Института питания АМН СССР, 1984г.)

2. Средства укрепления физического здоровья детей в ДОУ:

• Коррекция и компенсация дефектов физического и психического развития

• Закаливание детского организма

• Развитие движений

• Полноценное питание

• Гигиена режима

3. Принципы организации коррекционной работы по физическому развитию:

• Четкое выполнение назначений врача ( педиатра, офтальмолога, невролога)

• коррекционное воздействие должно органично вписываться в каждый элемент режима дня

• использование специальных упражнений на развитие координации движений, общей и мелкой моторики.



    Основные направления работы по проблеме укрепления здоровья детей 

Информация о состоянии здоровья детей,  посещающих дошкольное учреждение, ложится в основу всей последующей работы коллектива. Мониторинг состояния  здоровья  проводится педагогами   и медиками МБДОУ. Он  предусматривает определение формы заболеваний, выявление сопутствующих заболеваний  и отклонений в  состоянии  здоровья,  оценку функциональных и адаптивных возможностей для определения оптимальных учебно - воспитательных  нагрузок. Информация о здоровье детей постоянно анализируется, систематизируется, определяется динамика.   Данные показывают, что растет число детей, поступающих в детский сад, имеющих отклонения в физическом развитии и хронические заболевания.



Коррекционная работа

Дети с ограниченными возможностями здоровья

К группе детей с ОВЗ относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения. Группа дошкольников с ОВЗ не однородна, в нее входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна.

В МДОУ воспитываются   следующие категории детей с нарушениями развития:

• дети с минимальными нарушениями зрения, в том числе с косоглазием и амблиопией; 

• дети с тяжелыми нарушениями речи, первичным дефектом является недоразвитие речи; 

•дети с задержкой психического развития, их характеризует замедленный темп формирования высших психических функций, вследствие слабовыраженных органических поражений центральной нервной системы (ЦНС);  

• дети с комплексными (сложными) нарушениями развития, у которых сочетаются два и более первичных нарушения.

Имеющиеся у детей отклонения приводят к нарушению умственной работоспособности, недостаткам общей и мелкой моторики, трудностям во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, недостаточности словесного опосредствования, в частности — вербализации, искажению познания окружающего мира, бедности социального опыта, изменениям в становлении личности. Наличие первичного нарушения оказывает влияние на весь ход дальнейшего развития ребенка. Каждая категория детей с различными психическими, физическими нарушениями в развитии помимо общих закономерностей развития имеет специфические психолого-педагогические особенности, отличающие одну категорию детей от другой, которые необходимо учитывать при определении коррекционной работы в интеграционном образовательном пространстве.

Значительную по численности группу детей составляют дети с нерезко выраженными, а следовательно, трудновыявляемыми отклонениями в развитии двигательной, сенсорной или интеллектуальной сферы (В. И. Селиверстов. Б. П. Пузанов). Группа детей с минимальными либо парциальными нарушениями полиморфна и может быть представлена следующими вариантами:

• дети с легкой задержкой психического развития (конституциональной, соматогенной, психогенной);

• педагогически запущенные дети;

•дети — носители негативных психических состояний (утомляемость, психическая напряженность, тревожность, фрустрация, нарушения сна, аппетита), соматогенной или церебрально-органической природы без нарушений интеллектуального развития (часто болеющие, посттравматики, аллергики, с компенсированной и субкомпенсированной гидроцефалией, цереброэндокринными состояниями);

• дети с психопатоподобными формами поведения (по типу аффективной возбудимости, истероидности, психастении и др.);

•дети с нарушенными формами поведения органического генеза (гиперактивность, синдром дефицита внимания);

• дети с психогениями (неврозами);

•дети с начальным проявлением психических заболеваний (шизофрения, ранний детский аутизм, эпилепсия);

•дети с легкими проявлениями двигательной патологии церебрально-органической природы;

•дети, имеющие асинхронию созревания отдельных структур головного мозга или нарушения их функционального или органического генеза (в том числе по типу минимальной мозговой дисфункции).

  Для этой категории детей основной задачей  является определение наиболее оптимальных путей в осуществлении индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи   с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Психолого-медико-педагогическое обследование детей с ограниченными возможностями здоровья

Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:

• своевременно выявить детей с ограниченными возможностями;

•выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ; 

•определить оптимальный педагогический маршрут;

•обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка с ОВЗ в дошкольном учреждении;

•спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;

•оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы; 

•определить условия воспитания и обучения ребенка;

• консультировать родителей ребенка.

Одним из основных принципов диагностики нарушенного развития является комплексный подход, который включает всестороннее обследование, оценку особенностей развития ребенка с ОВЗ всеми специалистами и охватывает познавательную деятельность, поведение, эмоции, волю, состояние зрения, слуха, двигательной сферы, соматическое состояние, неврологический статус. Следовательно, изучение ребенка включает медицинское и психолого-педагогическое обследование.

Медицинское обследование начинается с изучения данных анамнеза. Анамнез собирается врачом и составляется на основании ознакомления с документацией ребенка и беседы с родителями (или лицами, их заменяющими).

Личный анамнез ребенка содержит следующие сведения: особенности беременности матери; длительность приема лекарственных препаратов и влияние вредных факторов на беременность; особенности родов; характер помощи во время родов; наличие у ребенка врожденных пороков развития, судорог и др.; вес ребенка при рождении, время начала его кормления, срок пребывания в роддоме. Перечисляются перенесенные ребенком заболевания, особенности лечения, наличие осложнений. Указывается, где, как и кем воспитывался ребенок до момента поступления в дошкольное учреждение. « В семейном анамнезе анализируются данные о семье ребенка и наследственности; описывается состав семьи, возраст и образовательный уровень каждого ее члена, характерологические особенности родителей; фиксируются психические, неврологические, хронические соматические заболевания родственников, патологические особенности их физического облика. Описываются семейно-бытовые условия, в которых воспитывается ребенок, место и характер работы родителей; дается оценка взаимоотношений в семье, отношения к ребенку; фиксируются случаи приверженности одного или обоих родителей к алкоголю или наркотикам.

Педагоги и воспитатели знакомятся с результатами медицинского обследования по документации: изучают историю развития ребенка, заключения специалистов. Это поможет им сориентироваться в имеющихся у ребенка проблемах и создать необходимые условия для его развития в дошкольном учреждении.

Психолого-педагогическое обследование является одним из компонентов комплексного подхода в изучении умственного развития детей с ОВЗ. Его результаты могут рассматриваться в совокупности с другими данными о ребенке.

Организация воспитания и обучения детей с ОВЗ ставит вопросы изучения и выявления особенностей познавательной деятельности, установления характера нарушений, потенциальных возможностей ребенка и дает возможность прогнозировать его развитие.

Основной целью применения психологической диагностики является определение уровня умственного развития и состояния интеллекта детей с ОВЗ, поскольку эта категория дошкольников представляет исключительное разнообразие. Психологическое обследование проводит психолог. Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии должно быть системным и включать в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие). В качестве источников диагностического инструментария можно использовать научно-практические разработки С. Д. Забрамной, И. Ю. Левченко, Е. А. Стребелевой, М. М. Семаго и др. Качественный анализ предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребенком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей.

Выделяют следующие качественные показатели, характеризующие эмоциональную сферу и поведение ребенка:

• особенности контакта ребенка;

• эмоциональная реакция на ситуацию обследования;

• реакция на одобрение;

• реакция на неудачи;

• эмоциональное состояние во время выполнения заданий;

• эмоциональная подвижность;

• особенности общения;

• реакция на результат.

Качественные показатели, характеризующие деятельность ребенка:

• наличие и стойкость интереса к заданию;

• понимание инструкции;

• самостоятельность выполнения задания;

• характер деятельности (целенаправленность и активность);

• темп и динамика деятельности, особенности регуляции деятельности;

• работоспособность;

• организация помощи.

Качественные показатели, характеризующие особенности познавательной сферы и моторной функции ребенка:

• особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, речи;

• особенности моторной функции.

В комплексной оценке психического развития и потенциальных возможностей детей с комплексными нарушениями для определенного содержания дальнейшего обучения важным является педагогическое обследование. Педагогическое изучение предусматривает получение сведений о ребенке, раскрывающих знания, умения, навыки, которыми он должен обладать на определенном возрастном этапе, установление основных проблем в обучении, темпа усвоения материала, выявление особенностей образовательной деятельности дошкольников с ОВЗ. Интересующие сведения можно получить при использовании таких методов, как непосредственная беседа с ребенком и родителями, анализ работ дошкольника (рисунков, поделок и др.), педагогическое наблюдение. Педагогическое наблюдение должно быть специально спланированным, точно ориентированным и систематическим. Оно позволяет оценить степень сформированности   деятельности в целом — ее целенаправленность, организованность, произвольность, способность к планированию действий. Особенно важно наблюдение за познавательной активностью ребенка, в процессе которого отмечается мотивационный аспект деятельности, свидетельствующий о личностной зрелости дошкольника.

В ходе педагогического наблюдения ребенку предлагается:

•назвать свое полное имя, фамилию, возраст, домашний адрес;

• рассказать о семье, назвать имя и отчество мамы, папы; место работы родителей;

• назвать имена и отчества близких взрослых, имена сверстников;

• рассказать об основных правилах поведения на улице, в общественных местах; о любимом занятии дома и др.

Полученные сведения позволяют в дальнейшем целенаправленно вносить коррективы в организацию процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ.

Основные направления работы по Программе

Основная задача коррекционно-педагогической работы — создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.  

Направление «Физическое развитие»

Основная задача — совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации. Работа по физическому воспитанию строится таким образом, чтобы решались и общие, и коррекционные задачи.

Образовательная область «Здоровье»

Задачи — создание условий, необходимых для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка, формирование культурно-гигиенических навыков, потребности вести здоровый образ жизни; развитие представлений о своем здоровье и о средствах его укрепления.


Образовательная область «Физическая культура»

Основная задача — стимулировать позитивные сдвиги в организме, формируя необходимые двигательные умения и навыки, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма. В процессе физического воспитания наряду с образовательными и оздоровительными решаются специальные коррекционные задачи:

• развитие речи посредством движения;

• формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений;

• изучение в процессе предметной деятельности различных свойств материалов, а также назначения предметов;

• формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности;

•управление эмоциональной сферой ребенка, развитие морально-волевых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных игр-занятий, игр, эстафет.

В настоящее время в систему работы по физическому воспитанию детей с ОВЗ включается адаптивная физическая культура (АФК) — комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также осознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества. АФК обеспечивает лечебный, общеукрепляющий, реабилитационный, профилактический и другие эффекты и решает следующие задачи:

•формировать у ребенка осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами здоровых сверстников;

• развивать способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;

• формировать компенсаторные навыки, умение использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;

•развивать способность к преодолению физических нагрузок, необходимых для полноценного функционирования в обществе;

• формировать потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни; стремление к повышению умственной и физической работоспособности

• формировать осознание необходимости личного вклада в жизнь общества;

• формировать желание улучшать свои личностные качества.

АФК объединяет все виды физической активности и спорта, которые соответствуют интересам детей с проблемами в развитии и способствуют расширению их возможностей. Цель АФК—улучшение качества жизни детей с ОВЗ посредством физической активности и спорта. Основной задачей является решение конкретных психомоторных проблем, как путем изменения самого ребенка, так и изменения окружающей среды, по возможности устраняя в ней барьеры к более здоровому, активному образу жизни, к равным со своими здоровыми сверстниками возможностям заниматься спортом.

Направление «Социально-личностное развитие»

Основная цель — обеспечение оптимального вхождения детей с ограниченными возможностями в общественную жизнь. Задачи социально-личностного развития:

•формирование у ребенка представлений о самом себе и элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе;

•формирование умения сотрудничать со взрослыми и сверстниками; адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним;

•формирование предпосылок и основ экологического мироощущения, нравственного отношения к позитивным национальным традициям и общечеловеческим ценностям.

Для дошкольников с ОВЗ целесообразно строить образовательную работу на близком и понятном детям материале, максимально охватывая тот круг явлений, с которыми они сталкиваются. Знакомство с новым материалом следует проводить на доступном детям уровне.

Образовательная область «Безопасность»

Задача—формирование знаний, умений и навыков, связанных с жизнью человека в обществе. Дети с ОВЗ могут оказаться в ситуациях, опасных для их жизни и здоровья. Реализуя программу, воспитатель может «проиграть* несколько моделей поведения в той или иной ситуации, формируя активную жизненную позицию, ориентируя детей на самостоятельное принятие решений.

Можно предложить следующие наиболее типичные ситуации и сформулировать простейшие алгоритмы поведения:

— пользование общественным транспортом;

— правила безопасности дорожного движения;

— домашняя аптечка;

— пользование электроприборами;

— поведение в общественных местах (вокзал, магазин) и др.

—сведения о предметах или явлениях, представляющих опасность для человека (огонь, травматизм, ядовитые вещества).

На примере близких жизненных ситуаций дети усваивают соответствующие правила поведения, вырабатывают положительные привычки, позволяющие им осваивать жизненное пространство. Анализ поведения людей в сложных ситуациях, знание путей решения некоторых проблем повышает уверенность ребенка в себе, укрепляет его эмоциональное состояние.

Образовательная область «Социализация»

Основная задача — подготовка детей с ограниченными возможностями к самостоятельной жизнедеятельности.

Работа по освоению первоначальных представлений социального характера и включения детей с ОВЗ в систему социальных отношений осуществляется следующим образом:

•в повседневной жизни путем привлечения внимания детей друг к другу, оказания взаимопомощи, участия в коллективных мероприятиях;

• в процессе специальных игр и упражнений, направленных на развитие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках;

•в процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм, играм-драматизациям, в которых воссоздаются социальные отношения между участниками, позволяющие осознанно приобщаться к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений;

• в процессе хозяйственно-бытового труда и в различных видах деятельности. Освоение  детьми  с   ОВЗ   общественного  опыта  будет  значимо  при  системном формировании педагогом детской деятельности. При таком подходе у ребенка формируются психические новообразования: способность к социальным формам подражания, идентификации, сравнению, предпочтению. На основе взаимодействия со сверстниками развиваются и собственные позиции, оценки, что дает возможность ребенку с ОВЗ занять определенное положение в коллективе здоровых сверстников.

Образовательная область «Труд»

Задачи — обучение детей с ОВЗ элементарным трудовым навыкам, умениям действовать простейшими инструментами. Работа по трудовому воспитанию включает:

—организацию практической деятельности детей с целью формирования у них навыков самообслуживания, определенных навыков хозяйственно-бытового труда и труда в природе;

—ознакомление детей с трудом взрослых, с ролью труда в жизни людей; воспитание уважения к труду;

—обучение умению называть трудовые действия, профессии и некоторые орудия труда;

 —обучение уходу за растениями, животными;

—обучение ручному труду (работа с бумагой, картоном, природным материалом, использование клея, ножниц, разрезание бумаги, наклеивание вырезанных форм на бумагу, изготовление поделок из коробочек и природного материала и др,);

—изготовление коллективных работ;

—формирование умения использовать поделки в игре.

Овладевая разными способами усвоения общественного опыта, дети с ОВЗ учатся действовать по подражанию, по показу, по образцу и по словесной инструкции. Формирование трудовой деятельности детей с ОВЗ осуществляется с учетом их психофизических возможностей и индивидуальных особенностей.

Направление «познавательно-речевое развитие»

Основная задача - формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности; усвоение и обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов; развитие речи как средства познания.

Образовательная область «Познание»

Образовательная область «Познание» включает следующие разделы.

Сенсорное развитие, в процессе которого у детей с ограниченными возможностями развиваются все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, обонятельное, вкусовое. На их основе формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени. Сенсорное воспитание предполагает развитие мыслительных процессов: отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстрагирования, а также стимулирует развитие всех сторон речи (номинативной функции, фразовой речи и др.), способствует обогащению и расширению словаря.

Нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата препятствуют полноценному сенсорному развитию, поэтому при организации работы необходимо учитывать психофизические особенности каждого ребенка с ОВЗ. Это находит отражение в способах предъявления материала (показ, использование табличек с текстом заданий или названиями предметов, словесно-жестовая форма объяснений, словесное, устное объяснение); подборе соответствующих форм инструкций. При планировании работы и подборе упражнений по сенсорному развитию следует исходить из того, насколько они доступны детям для выполнения.

Развитие познавательно исследовательской  и конструктивной деятельности

направлено на формирование правильного восприятия пространства, целостного восприятия предмета, развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации для подготовки к овладению навыками письма; развитие любознательности, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.

Учитывая быструю утомляемость детей с ОВЗ, образовательную деятельность следует планировать на доступном материале, чтобы ребенок мог увидеть результат своей работы. В ходе работы необходимо применять различные формы поощрения дошкольников, которым особенно трудно выполнять предложенные задания.

Формирование элементарных математических представлений предполагает обучение детей умениям сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами и элементами множеств, ориентироваться во времени и пространстве.

При обучении дошкольников с ОВЗ необходимо опираться на сохранные анализаторы, использовать принципы наглядности, от простого к сложному. Количественные представления следует обогащать в процессе различных видов деятельности. При планировании работы по формированию элементарных математических представлений нужно продумывать объем программного материала с учетом реальных возможностей дошкольников. Это обусловлено низким исходным уровнем развития детей и замедленным темпом усвоения изучаемого материала.

Образовательная область «коммуникация»

Освоение коммуникативных умений обеспечивает ребенку с ОВЗ полноценное включение в общение как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности в совместной деятельности. Работа по формированию коммуникативных умений должна быть регулярной и органично включающейся во все виды деятельности. *

Имеющиеся у детей нарушения   зрения,  речи, эмоционально-волевой сферы, ЗПР  определяют разный уровень владения речью. Эта особенность является основополагающей в проектировании работы по формированию коммуникативных умений у детей с ОВЗ. Для каждого ребенка с нарушенным развитием определяется особое содержание и формы работы по развитию коммуникативных навыков.     В процессе обучения дошкольников с нарушениями   речи каждому виду речевой деятельности уделяется особое внимание, учитывается правильное их соотношение и последовательность обучения в зависимости от потребностей общения. Одним из важных факторов, влияющих на овладение речью, ее использование в процессе общения, является организация  речевой среды в группе детского сада и в семье. В создании этой среды участвуют педагоги ДОУ, родители, другие взрослые, сверстники. Для детей с речевыми нарушениями работу по этому разделу необходимо выстраивать индивидуально.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Художественная литература, являясь сокровищницей духовного богатства людей, позволяет восполнить недостаточность общения детей с ОВЗ с окружающими людьми, расширить кругозор, обогатить их жизненный и нравственный опыт. Литературные произведения вовлекают детей в раздумья над поступками и поведением людей, происходящими событиями; побуждают к их оценке и обогащают эмоциональную сферу. Чтение художественной литературы имеет коррекционную направленность, так как стимулирует овладение детьми словесной речью, развитие языковой способности, речевой деятельности.

Включенность в работу детей с ОВЗ, у которых отмечается разный уровень речевых умений, будет эффективной, если соблюдать ряд условий:

• выбирать произведения с учетом степени их доступности и близости содержания жизненному опыту детей;

• предварительно беседовать с детьми о событиях из жизни людей близких к содержанию литературных произведений и проводить заключительную беседу для выяснения степени усвоения произведения, осмысления причинно-следственной зависимости;

• подбирать иллюстрации, картинки к произведениям, делать макеты;

• организовывать драматизации, инсценировки;

• демонстрировать действия по конструктивной картине с применением подвижных фигур;

• проводить словарную работу;

• адаптировать тексты по лексическому и грамматическому строю с учетом уровня речевого развития;

• предлагать детям отвечать на вопросы и т.д.

Следует предлагать детям разные виды работы: подобрать иллюстрации к прочитанному тексту; пересказать его; придумать окончание к заданному началу. Все это способствует осмыслению содержания произведения.

Направление «Художественно-эстетическое развитие»

Задачи — формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности. В этом направлении решаются как общеобразовательные, так и коррекционные задачи, реализация которых стимулирует развитие у детей с ограниченными возможностями сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции; умения выражать в художественных образах свои творческие способности.

Образовательная область «Художественное творчество»

Основная цель — обучение детей созданию творческих работ. Специфика методов обучения различным видам изобразительной деятельности детей с ОВЗ должна строиться на применении средств, отвечающих их психофизиологическим особенностям.

Лепка способствует развитию мелкой моторики рук, развивает точность выполняемых движений; в процессе работы дети знакомятся с различными материалами, их свойствами. Аппликация способствует развитию конструктивных возможностей, формированию представлений о форме, цвете. Рисование способствует развитию манипулятивной деятельности, укрепление мышц рук.

В зависимости от имеющихся нарушений у   ребенка, его   возможностей, следует подбирать разнообразные (величина, форма, объемность, цвет, контрастность), максимально удобные для использования материалы, продумывать способы предъявления материала (показ, использование табличек с текстом заданий или названиями предметов,   словесное устное объяснение); подбирать соответствующие формы инструкций,

Образовательная область «Музыка»

Основная цель—слушание детьми музыки, пение, музыкально-ритмические движения, танцы, игра на музыкальных инструментах.

Контингент детей с ОВЗ неоднороден по степени выраженности дефектов и по уровню сохранности тех или иных функций, следовательно, необходимо уделять внимание способам предъявления звучания музыкальных инструментов, танцевальных движений, музыкальных инструментов для игры на них.

В совокупности перечисленные направления работы обеспечивают решение общеразвивающих задач. Вместе с тем каждый вид деятельности имеет свои коррекционные задачи и соответствующие методы их решения. Это связано с тем, что дети с ОВЗ имеют как общие, так и специфические особенности, связанные непосредственно с имеющимся нарушением. Содержание базовых направлений работы сочетается со специальными коррекционными областями. Например, дети с эмоциональными расстройствами нуждаются в специальном воздействии, направленном на коррекцию их деятельностной сферы, формирование навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками. При сенсорных, двигательных нарушениях в содержание программы включаются такие коррекционные разделы, как: «Развитие зрительного восприятия» (для детей с нарушениями зрения),  «Развитие и коррекция общих движений, совершенствование физиологических возможностей мышц кистей и пальцев рук» (для детей с недостатками двигательной сферы) и др.

Условия обучения и воспитания детей

с ограниченными возможностями здоровья

Этап дошкольного детства — время вхождения ребенка с ОВЗ в первую общественную образовательную систему — дошкольное обучение и воспитание. Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ, организовывать безбарьерную среду их жизнедеятельности. В процессе образовательной деятельности в дошкольном учреждении важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы; это способствует тому, чтобы все дети принимали участие в жизни коллектива.

Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка (культурные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая, детская библиотека, игротека, музыкально-театральная среда и др.(Е. А. Екжанова,Е. А. Стребелева).

Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ предполагает внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы. Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня.   Предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных,

Большинству детей с ОВЗ необходим адаптационный период.   В этот период воспитатель должен снять стресс, обеспечить положительное эмоциональное состояние дошкольника, создать спокойную обстановку, наладить контакт с ребенком и родителями.

Одним из важных условий организации процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ в условиях   детского сада является оснащение его специальным оборудованием:

• для детей, имеющих нарушения зрения, необходимы специальные оптические средства (очки, лупы, линзы и др.); тактильные панели (наборы материалов разной текстуры), которые можно осязать и совершать ими различные манипуляции. В основе гигиенических мероприятий по охране зрения детей лежит рациональное освещение помещения и рабочего места;


Для организации и проведения коррекционных мероприятий необходимо знать некоторые особенности дидактического материала. При подборе материала для детей с нарушениями зрения надо учитывать его размеры, контрастность цветов.

В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения. При планировании работы важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Психологи доказали, что чем большее количество анализаторов использовалось в процессе изучения материала, тем полнее, прочнее знания. Выбор альтернативных методов создает условия, способствующие эффективности процесса обучения. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов решается педагогом в каждом конкретном случае.         В отношении детей с нарушениями зрения наиболее распространенным является словесный метод, который рекомендуется сочетать с практическим методом при объяснении программного материала. В тех случаях, когда программа не может быть освоена из-за тяжести физических, психических нарушений, проектируются индивидуальные коррекционные программы, направленные на социализацию воспитанников и способствующие нормализации эмоционального поведения, формированию навыков самообслуживания, игровых действий, предметной деятельности, социально-бытовой ориентации.

Для детей с ОВЗ целесообразно вводить пропедевтические разделы, дающие возможность в более элементарной форме восполнить недостающие знания и представления об окружающем мире. Для отдельных категорий детей с ОВЗ, обладающих особой спецификой развития, предусматривается включение инновационных технологий, оригинальных методик и предметов.  

Комплексно-тематическое планирование в группах для детей

с нарушением зрения

Временной период Лексические темы Варианты итоговых мероприятий

Сентябрь Мониторинг  (Заполнение персональных

карт детей)

Наш детский сад

Овощи

Фрукты Праздник "День знаний», организованный сотрудниками детского сада с участием родителей. Дети праздник не готовят, но активно участвуют в конкурсах, викторинах;

демонстрируют свои способности.

Октябрь Осень

Одежда, обувь

Моя республика

Игрушки Праздник «Осень». Выставка            детского творчества.

Праздник «День Республики»

Ноябрь Семья

Мебель

Продукты питания, бытовая техника.

Посуда

Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья».

Ярмарки.


Декабрь Зима

Зимняя одежда

Части тела

Новогодний праздник

Праздник   "Новый    год», Выставка

детского творчества.

Январь Зимние забавы

Зимующие птицы

Комнатные растения

Мониторинг  (Заполнение персональных

карт детей)


Праздник «Зима».

Выставка детского творчества.

Февраль Домашние животные и птицы

Дикие животные холодных и жарких стран

Праздник 23 февраля, профессии военных Праздник,     посвященный Дню защитника Отечества.

Выставка детского творчества.

Март Праздник 8 Марта

Профессии

Весна

Перелетные птицы Праздник     "8     Марта", 

Фольклорный      праздник «Грачиная каша».

Апрель Город, улицы, дома.

Космос

Транспорт

Деревья

Мониторинг  (Заполнение персональных

карт детей)

Праздник «Весна». Выставка

детского творчества.

Май Школа

Цветы

Весна, насекомые

Правила дорожного движения

Июнь-август В   летний   период   детский   сад   работает   в каникулярном режиме Праздник «Лето», Спортивный        праздник.











Комплексно-тематическое планирование в группах для детей

с общим недоразвитием речи

Временной период Лексические темы Варианты итоговых мероприятий

Средняя гр. Старшая гр. Подготовительная группа

Сентябрь Первый период обучения

Мониторинг  (Заполнение персональных

карт детей)

Помещения детского сада

Игрушки Первый период обучения

Мониторинг  (Заполнение персональных

карт детей)

Помещения детского сада

Профессии

Одежда Первый период обучения

Мониторинг  (Заполнение персональных

карт детей)

Осень

Овощи-фрукты

Сад-огород Праздник "День знаний», организованный сотрудниками детского сада с участием родителей. Дети праздник не готовят, но активно участвуют в конкурсах, викторинах;

демонстрируют свои способности.

Октябрь Овощи

Фрукты  

Одежда  

Моя республика

Осень

Посуда

Моя республика

Овощи, фрукты



Сезонная одежда

Обувь

Посуда 

Моя республика

Праздник «Осень». Выставка            детского творчества.

Праздник «День Республики»

Ноябрь Осень 

Обувь  

Мебель

Посуда

Второй период обучения

Продукты питания

Игрушки

Домашние и дикие животные

Части тела

Птицы, звери, их детеныши

Продукты питания

Семья


Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья».

Ярмарки.


Декабрь Зима

 Развлечения детей зимой

Новогодний праздник

Обувь

Зима

Зимующие птицы

Новый год Зима

Новогодний праздник

Мебель Праздник   "Новый    год», Выставка

детского творчества.

Январь Второй период обучения

 Одежда

 Помощь птицам и животным зимой

Мониторинг  (Заполнение персональных

карт детей)


Головные уборы

Зимние забавы

Мониторинг  (Заполнение персональных

карт детей)

Второй период обучения

Наш дом

Наша улица

Мониторинг  (Заполнение персональных

карт детей)

Праздник «Зима».

Выставка детского творчества.

Февраль   День защитника Отечества

Транспорт

Профессии

День защитника Отечества

Транспорт

Профессии

Профессии

Транспорт

День защитника Отечества Праздник,     посвященный Дню защитника Отечества.

Выставка детского творчества.

Март Праздник 8 Марта

Весна

Труд людей весной Третий период обучения

Праздник 8 Марта

Перелетные птицы

Сад-огород

Весна

8Марта

Головные уборы

Перелетные птицы Праздник     "8     Марта", 

Фольклорный      праздник «Грачиная каша».

Апрель Перелетные птицы 

Сад-огород

Мониторинг  (Заполнение персональных

карт детей)

Труд людей весной

Профессии, космос

Мебель Части тела

Труд людей весной

Наш город Праздник «Весна». Выставка

детского творчества.

Май Цветы

Весна, насекомые

 Лето Лето

Повторение всех тем Школа

Лето 

Повторение всех тем Выпускной утренник

Июнь-август В   летний   период   детский   сад   работает   в каникулярном режиме Праздник «Лето», Спортивный        праздник.






Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)

Организация жизни и воспитания детей

  Режим дня

Дома

Подьем, утренний туалет 6.30-7.30

в дошкольном учреждении

Прием, осмотр, игры, индивидуальные коррекционный занятия, утренняя гимнастика 7.00-8.25

Подготовка к завтраку, завтрак 8.25-8.55

Свободная деятельность, лечение 8.55-9.15

Организованная образовательная деятельность 9.15-10.10

2 завтрак, игры, лечение, подготовка к прогулке 10.10-10.25

Прогулка (игры, наблюдения, труд) 10.25-12.00

Возвращение с прогулки, игры 12.00-12.10

Подготовка к обеду, обед 12.10-12.35

Подготовка ко сну, дневной сон 12.35-15.00

Постепенный подъем, гимнастика-побудка, закаливающие процедуры, лечение 15.00-15.30

Коррекционный час 15.30-15.45

Игры, самостоятельная деятельность детей, чтение художественной литературы 15.45-16.00

Подготовка к уплотненному полднику, уплотненный полдник 16.00-16.25

Свободная деятельность, игры, коррекционные занятия, лечение, подготовка к прогулке 16.25-16.45

Прогулка, уход детей домой 16.45-19.00

Дома

Прогулка 19.00-20.00

Спокойные игры, гигиенические процедуры 20.00-20-30

Укладывание, ночной сон 20.30-6.30 (7.30)



  Перечень основных видов организованной образовательной деятельности

Виды организованной деятельности Кол во

Познание (Познавательно исследовательская и продуктивная 2

(конструктивная) деятельность. Формирование элементарных

математических представлений. Формирование целостной

картины мира. Зрительное восприятие.)

Коммуникация. (Социально-бытовая ориентировка. Развитие речи.) Чтение художественной литературы 1

Художественное творчество

Рисование 1

Лепка 1

Аппликация 1

Физическая культура, ориентировка в пространстве 2

Музыка 2

Общее коли

8 ноября 2013 в 09:14

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.